Суд признал незаконным ограничение продажи алкогольной продукции Администрацией городского округа Лосино-Петровский

В ходе мониторинга соблюдения Федерального Закона от 28.12.09 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области было установлено, что Администрацией городского округа Лосино-Петровский принято распоряжение от 29.04.13 № 212-р «О мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности в дни проведения религиозно-культовых мероприятий, посвященных празднованию Пасхи Христова, Красной Горки, Дня Святой Троицы в городском округе Лосино-Петровский» (далее – Распоряжение).

Согласно данному распоряжению, в период проведения указанных праздничных мероприятий на территории городского округа Лосино-Петровский вводился запрет на продажу всей алкогольной продукции (за исключением пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в жестяной и пластиковой упаковке), а также прохладительных напитков, реализуемых в стеклянной таре в предприятиях торговли.

Согласно подпункту «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления  запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установления запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Закон не наделяет органы местного самоуправления соответствующими полномочиями на установление ограничений реализации или оборота продукции в границах муниципального образования, а введение запрета в соответствии с распоряжением Администрации для отдельных видов продукции и организаций торговли на территории городского округа направлено на вмешательство в свободную экономическую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и могло привести к ограничению конкуренции на рынке по реализации алкогольной продукции, а также прохладительных напитков.

На основании изложенного, Комиссия Московского областного УФАС России признала Администрацию городского округа Лосино-Петровский нарушившей подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия распоряжения от 29.04.13 № 212-р «О мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности в дни проведения религиозно-культовых мероприятий, посвященных празднованию Пасхи Христова, Красной Горки, Дня Святой Троицы в городском округе Лосино-Петровский», которое привело к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, и могло привести к ограничению конкуренции.

Не согласившись с решением Управления, Администрация городского округа Лосино-Петровский обратилась в суд с требованием о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области. Арбитражным судом города Москвы решением от 17.12.14 по делу № А40-173343/14 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.

Также Арбитражный суд города Москвы в ходе рассмотрения дел № А40-185774/14 и №А40-173391/14 признал законными два иных аналогичных решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области, вынесенных в отношении Администрации Лосино-Петровского городского округа.