Состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики ФАС России и Московского областного УФАС России за II полугодие 2021 года

28 октября 2021 года в Управлении Федеральной Антимонопольной службы по Московской области состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики ФАС России и Московского областного УФАС России за II полугодие 2021 года. Публичные обсуждения прошли в формате прямой трансляции на официальном YouTube-канале ФАС России.

С приветствием и вступительным словом к участникам публичных обсуждений обратился врио руководителя Московского областного УФАС России Сергей Муравьев.

По вопросам правоприменительной практики Московского областного УФАС России законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок выступил заместитель руководителя – начальник отдела обжалования закупок Московского областного УФАС России Шимке Матаев.

В ходе своего доклада он обозначил статистические данные проведенных контрольных мероприятий в 2021 году, сообщил о типовых нарушениях, допускаемых заказчиками Московской области при проведении закупок, а также о необходимости соблюдения действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

По вопросам судебной практики Московского областного УФАС России выступил начальник правового отдела Московского областного УФАС России Ваха Мусаев, который привел статистику принимаемых судами решений:

«В пользу Управления было вынесено 222 судебных решения, а также 21 отрицательное решение. Большинство из заявлений занимают закупки, весомая часть приходится на антимонопольные дела, остальное – на рекламу».

Далее с докладом о деятельности в сфере контроля органов власти выступил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Кирилл Иванюженко.

До участников мероприятия была доведена новая практика антимонопольных нарушений со стороны органов власти, выявленная Московским областным УФАС России в 2021 году. Информирование о соответствующих практиках всех заинтересованных лиц должно привести к большему контролю таких действий и, как следствие, к сокращению антимонопольных нарушений со стороны органов власти.

Начальник Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России Алексей Матюхин рассказал о деятельности антимонопольного органа в сфере ЖКХ. Он отметил, что жилищно-коммунальное хозяйство – одна из базовых и динамически развивающихся отраслей экономики, которая направлена на обеспечение функционирования многих отраслей народного хозяйства и граждан социально значимыми услугами.

Алексей Матюхин подчеркнул, что рынки в сфере ЖКХ характеризуются наличием как развитых конкурентных сегментов, так и сегментов, находящихся в состоянии естественной монополии.

Затем он привел правоприменительную практику ФАС России и предложения антимонопольного органа по изменению нормативного правового регулирования коммунальной отрасли.

Далее с докладом «Пресечение злоупотреблений доминирующим положением на территории Московской области и антимонопольный контроль в сфере электроэнергетики» выступил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Алексей Азаренко.

В своем выступлении Алексей Азаренко рассказал об основных признаках доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, перечислил наиболее распространенные нарушения антимонопольного законодательства, уделил внимание ответственности за подобные нарушения.

Особое внимание Алексей Азаренко обратил на порядок рассмотрения антимонопольным органом заявлений граждан о злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением после вступления в силу изменений в статью 10 Закона о защите конкуренции.

Так, с момента вступления в силу новой редакции статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган не вправе рассматривать заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей.

Вместе с тем, антимонопольный орган рассматривает заявления физических и юридических лиц о нарушении Правил подключения к электрическим, газораспределительным сетям, сетям водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Данные жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе выступления были оглашены статистические данные, отражающие объем работы, проделанной Московским областным УФАС России, по пресечению злоупотреблений доминирующим положением на территории Подмосковного региона и контролю за соблюдением Правил подключения к электрическим сетям.

Далее выступил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Дмитрий Стрельников с докладами о государственном надзоре за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, недобросовестной конкуренции и торговой деятельности на территории Московской области.

По вопросам недобросовестной конкуренции Дмитрий Стрельников привел статистику поступающих обращений в адрес Управления, примеры типовых нарушений, рассказал об ответственности за нарушения законодательства в сфере недобросовестной конкуренции. Также Дмитрий Стрельников подробно остановился на деле в отношении ООО «Мосэнергобыт», фирменное наименование которого является сходным до степени смешения с наименование АО «Мосэнергосбыт».

По вопросу контроля за рекламной деятельностью спикер озвучил наиболее распространенные нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также статистику привлечения к ответственности лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации о рекламе.

Спикер рассказал о меморандуме по противодействию спам – звонкам, заключенному между ФАС России и представителями крупнейших операторов связи.

В завершение Дмитрий Стрельников выступил с докладом о государственном контроле торговой деятельности на территории Московской области.

В своем выступлении Дмитрий Стрельников особое внимание уделил работе Управления по контролю за ценами на социально значимые продукты питания. Управлением на регулярной основе осуществляется мониторинг изменения цен на социально значимые продукты питания.

По результатам мониторинга выявлены случаи установления в магазинах торговых сетей «Пятерочка» и «Магнит» более высоких розничных цен на одни и те же продовольственные товары. В связи с этим Управлением ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») и АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит») выданы предупреждения о необходимости прекратить необоснованное установление различных розничных цен
на указанные товары в границах городских округов Московской области, где они занимают доминирующее положение. После выдачи предупреждений цены на продукты питания были снижены.

Также Дмитрий Стрельников сообщил о проведении ежегодного анализа долей торговых сетей на рынке розничной торговли продовольственными товарами, осуществляемого в разрезе муниципальных образований Московской области с целью недопущения монополизации торговыми сетями рынка розничной торговли продовольственными товарами и вытеснения малого и среднего предпринимательств.

Дмитрий Стрельников отметил, что при участии Управления, Прокуратуры Московской области и Комитета по конкурентной политике Московской области Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области подготовлен проект постановления Правительства Московской области об утверждении Порядка организации и проведения ярмарок в Московской области и Положения о проведении открытого аукциона в электронной форме на право организации ярмарок на территории Московской области с целью установления для участников рынка общих правил при организации и проведении ярмарок и недопущения применения органами местного самоуправления подходов, ограничивающих доступ хозяйствующих субъектов на указанный рынок.