В Московском областном УФАС России состоялась пресс-конференция по итогам 1 полугодия 2010 года

18 августа 2010 года в 11 часов 00 минут состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области в 1 полугодии 2010 года, а также целям и задачам Управления на 2 полугодие 2010 года.

В ведении Управления Федеральной антимонопольной службы находится государственный антимонопольный контроль, контроль за размещением государственного и муниципального заказов, контроль за естественными монополиями, а также контроль за соблюдениями законодательства Российской Федерации о рекламе.
Основными целями и задачами Управления являются:

- обеспечение единства экономического пространства, свободы экономической деятельности на территории Московской области;
- формирование и развитие цивилизованных рыночных отношений в Московской области;
- проведение государственной политики по развитию, укреплению и защите конкуренции в Московской области;
- развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;
- предотвращение роста цен на товарных рынках;
- реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;
- совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

За 1 полугодие 2010 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области проделан внушительный  объем работы: 

 - возбуждено и рассмотрено 290 дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе на товарных и финансовых рынках, законодательства Российской Федерации о рекламе, законодательства о размещении заказов;
 - по итогам рассмотрения дел назначены наказания в виде административных штрафов на сумму 392 947  000 рублей: за нарушения антимонопольного законодательства – 392  090 000 рублей; за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – 867  000 рублей;
 - проведено более 35 плановых и внеплановых проверок.

В первом полугодии 2010 года Московским областным УФАС России, в результате проведения контрольных мероприятий, анализа документов, рассмотрения жалоб и заявлений были выявлены и пресечены нарушения органами местного самоуправления Московской области антимонопольного законодательства на рынках услуг:

- по управлению многоквартирными домами:

В качестве наиболее яркого и актуального примера можно привести дело, возбужденное в отношении администрации Красково Люберецкого муниципального района Московской области по признакам нарушения антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области.

Исходя из Постановления главы городского поселения Красково Люберецкого района Московской области от 15.05.2009 г. № 76 муниципальное унитарное предприятие  «Комбинат жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» (далее – МУП «КЖКХиБ») признано единственным участником конкурса, а сам Конкурс – несостоявшимся. С МУП «КЖКХиБ» был заключен муниципальный контракт на управление многоквартирными домами от 26.05.2009 № 185-МК. При рассмотрении дела Московским областным УФАС России были установлены многочисленные нарушения процедуры проведения указанного конкурса, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».         
       
Кроме того, были установлены признаки согласованных действий Администрации и МУП «КЖКХиБ» при проведении конкурса.


По результатам рассмотрения данного дела Комиссией Московского областного УФАС России  принято решение о признании администрации городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области нарушившей часть 1 статьи 17, в том числе пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части ограничения доступа хозяйствующих субъектов к информации о проведении Конкурса и его условиях, путём опубликования информационного извещения, не соответствующего требованиям постановления Правительства Московской области № 75 от 06.02.2006, в специальном выпуске официального печатного издания, выпущенного ограниченным тиражом, в том числе путём преимущественного доступа МУП «КЖКХиБ» к информации об условиях проведения Конкурса.

Также Комиссией было принято решение о признании
администрации городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области и МУП «КЖКХиБ» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в части осуществления согласованных действий, направленных на ограничение доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, путём изменения в ходе проведения Конкурса заявки МУП «КЖКХиБ» на участие в нём.  МУП «КЖКХиБ» выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

- по осуществлению внутригородских и пригородных пассажирских перевозок:

В качестве примера можно привести  дело, возбужденное по жалобе ООО «Гема-БАС», о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Шатурского муниципального района Московской области при проведении открытого аукциона на оказание услуг по внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, кроме железнодорожных – оказание услуг по перевозкам пассажиров по маршрутам регулярного сообщения на территории Шатурского района транспортом общего пользования. Решением Комиссии Московского областного УФАС России администрация Шатурского муниципального района Московской области признана нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», посредством проведения процедуры приёма заявок на участие в Аукционе с нарушениями принципов гласности и прозрачности, установленных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления не предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» требований к предоставлению заявок на участие в Аукционе.

Кроме того, Управлением было возбуждено дело № 06-12/50-10 в отношении главы Шатурского муниципального района Московской области А.Д. Келлера по признакам нарушения части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого глава признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

По данному направлению Московским областным УФАС России в 1-ом полугодии 2010 года было возбуждено свыше 40 дел о нарушении антимонопольного законодательства и планируется к возбуждению 50 дел о нарушении антимонопольного законодательства по проведенным проверкам.

В части осуществления контроля за рекламной деятельностью за первое полугодие 2010 года Московским областным УФАС России было возбуждено 44 дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Помимо сегментов, ставших уже привычными при рассмотрении дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно - банковской деятельности и предоставления медицинских услуг, практика Московского областного УФАС России пополнилась совершенно новыми эпизодами: использование образов людей в рекламе алкогольной продукции путем размещения фигур людей на этикетке рекламируемого товара и последующего включения этикетки в композицию рекламы, реклама табачной продукции с использованием слогана «курение без вреда себе и окружающим» (реклама «электронных» сигарет).

Так, например, ненадлежащей была признана наружная реклама «МОСПИВО» распространявшаяся ООО «Грейс» с признаками нарушения ч. 3 ст. 22 и п. 6 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившимися в использовании в рекламе пива образов людей, невозможности визуального восприятия предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также в том, что площадь предупреждающей надписи в данной рекламе меньше установленной Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Однако наиболее распространенным «креативным» приемом формального соблюдения законодательства было и остается размещение предупреждающих надписей мелким, нечитаемым шрифтом, использование сливающейся с фоном цветовой гаммы и.т.д.

Наилучшим образом иллюстрирует подобные попытки формального соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе дело, возбужденное в отношении АКБ «Абсолют банк» (ЗАО)  по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившимся в размещении условий банковского вклада мелким, нечитаемым шрифтом бледно-серого цвета. 
        
В сфере контроля за размещением государственного и муниципального заказа  Управлением проведена не менее серьезная работа: рассмотрено 458 жалоб о нарушении законодательства о размещении заказов, из которых порядка 50 % признаны обоснованными, выдано 271 предписание о прекращении нарушения законодательства о размещении заказов, проведено 28 проверочных мероприятий, в ходе которых выявлено 86 заказов, размещенных с нарушением законодательства.      
        
Наиболее ярким примером успешного осуществления контроля за размещением государственного и муниципального заказа можно назвать дело, возбужденное Московским областным УФАС России на основании поступившей жалобы на действия заказчика - ФГУ «Оздоровительный комплекс «Бор» Управления делами Президента Российской Федерации при проведении открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре по факту нарушения ч. 3 ст. 36, ч.ч. 1, 7, 8 ст. 37, ч. 1.1 ст. 38 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».        

Общая стоимость услуг по контракту составляла около 15 000 000 рублей.        
      
Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с просьбой:    
      
- признать недействительным размещение заказа при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре для нужд ФГУ «Оздоровительный комплекс «Бор» Управления делами Президента Российской Федерации;         
-  признать недействительным государственный контракт, заключенный по результатам проводимого аукциона;        
- применить последствия недействительности сделки, путем перечисления средств, составившую прибыль, полученную победителем аукциона в результате исполнения оспариваемого контракта, в доход бюджета Российской Федерации.          
       
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2010 года указанные требования удовлетворены в полном объеме, денежные средства в размере 621 703 рубля 44 копейки подлежат перечислению в доход федерального бюджета.         

В настоящий момент в арбитражный суд подано 5 исков о признании недействительным размещения заказа, начальная (максимальная) цена которого составляет 10 000 000 рублей и выше.


В сфере контроля товарных рынков наиболее значимым событием первого полугодия 2010 года можно назвать дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ОАО «Одинцовская электросеть» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Одинцовская электросеть», выразившегося в ущемлении интересов СНТ «Баковка» путем нарушения установленного Методическими указаниями порядка определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Не менее показательным является дело, возбужденное Управлением в отношении ООО «Щелковский МПК» по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части продажи, обмена или иного введения в оборот товара, если при этомнезаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, работ, услуг, выразившееся в реализации пельменей с использованием на упаковке изображения, сходного до степени смешения с товарными знаками, правообладателем которых является ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат».

В части контроля финансовых рынков за первую половину 2010 года Московским областным УФАС России возбуждено 34 дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Из наиболее ярких примеров в области  контроля финансовых рынков можно выделить дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ООО КБ «Агропромкредит» и ОСАО «Ингосстрах» по признакам нарушения п.п. 4,8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении указанными организациями соглашения о сотрудничестве, одним из условий которого предусмотрена обязанность ОСАО «Ингосстрах» размещать или инвестировать денежные средства в депозиты и (или) векселя ООО КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ», что может привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами, а также к созданию препятствий доступу на рынок банковских услуг другим кредитным организациям, т. е. к формированию факторов, ограничивающих конкуренцию на рынке банковских услуг.

В настоящее время ООО КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ» И ОСАО «Ингосстрах» признаны Комиссией Московского областного УФАС России нарушившими п.п.4, 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не менее показательным является дело, возбужденное в отношении ЗАО «Коммерческое Агентство Аэропорта Домодедово» по признакам нарушения ст. 18 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в непроведении открытого конкурса/аукциона по отбору финансовой организации. При рассмотрении данного дела Комиссией Московским областным УФАС России было выявлено, что ряд предприятий аэропорта «ДОМОДЕДОВО» с 2007 года не проводили открытые конкурсы/аукционы по отборам финансовых организаций в соответствии с положениями Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в связи с чем Управлением было возбуждено 10 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО «Международный аэропорт «ДОМОДЕДОВО», ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ АВИЭЙШН СЕКЬЮРИТИ», ЗАО «Аэровокзальный комплекс «ДОМОДЕДОВО» и ЗАО «ДОМОДЕДОВО ФЬЮЭЛ СЕРВИСИЗ».

Необходимо также отметить, что в рамках осуществления контроля финансовых рынков Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области в первом полугодии 2010 года организовано и проведено совещание по вопросу организации взаимодействия банков-участников Межведомственной рабочей группы и Московского областного УФАС России в части выявления о противодействия сговорам и согласованным действиям, а также иным нарушениям антимонопольного законодательства недобросовестных кредитных организаций, по результатам которого была создана межведомственная рабочая группа при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Московской области.

В связи с кризисной ситуацией на продовольственном рынке Московской области Московским областным УФАС России проводится мониторинг цен на социально значимые группы товаров.

Учитывая стремительный рост закупочных цен на зерно и муку, Управление проводит серьезную работу по проверке формирования оптовых  цен на  зерно и муку для выявления причин их повышения и применения мер антимонопольного реагирования в случае необходимости.

Вместе с тем, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» в настоящее время Управлением проводятся контрольные мероприятия по проверке хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети на территории Московской области на предмет соблюдения антимонопольных требований указанного закона.

На сегодняшний день проведено 5 анализов товарных рынков Московской области, по результатам которых 13 хозяйствующих субъектов включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенно товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

В рамках сложившейся экономической ситуации можно выделить следующие приоритетные направления в деятельности Московского областного УФАС России во втором полугодии 2010 года:

- мониторинг ситуации и проведение проверок на основных рынках социально значимых товаров;               
- контроль за действиями органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных органов, направленных на ограничение конкуренции;     
- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при предоставлении государственных и муниципальных преференций, субсидировании и кредитовании сельхозтоваропроизводителей;  
- контроль за обеспечением недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры зернового рынка;        
- контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками законодательства о размещении заказов при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники, оборудования;     
- контроль за эффективностью использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на территории Московской области;     
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.


В части контроля за экономической концентрацией на товарных рынках Управлением планируется проведение анализа конкурентной среды на товарных рынках розничной реализации лекарственных средств, розничной и оптовой реализации нефтепродуктов (в том числе бензина и дизельного топлива) в муниципальных районах городских округов Московской области, а также розничной реализации электрической энергии (мощности) на территории Московской области.

 Пресс-служба Московского областного УФАС России