Московское областное УФАС России усматривает признаки нарушения антимонопольного законодательства в использовании платежных документов для оплаты услуг ЖКХ с применением штрих-кодовой технологии

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области в отношении ОАО Сбербанк, АКБ «Транскапиталбанк» (ЗАО), ОАО «Национальный банк «ТРАСТ», ОАО «Собинбанк», ОАО АБ «Пушкино», ОАО КБ «Соцгорбанк», ОАО Банк «Возрождение», ФГУП «Почта России», АНО «Королевский расчетно-кассовый центр», ОАО «Жилкомплекс» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужила форма платежного документа для оплаты жилищно-коммунальных услуг с использованием штрих-кодовой технологии, рассылаемая Автономной некоммерческой организацией «Королевский расчетно-кассовый центр» (далее – АНО «КРКЦ») потребителям услуг. Данная форма вместо банковских реквизитов исполнителей жилищно-коммунальных содержит только банковские реквизиты АНО «КРКЦ», которая, согласно данному платежному документу, является получателем платежа.

Данная организация ежемесячно производит начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги, осуществляет изготовление и рассылку единого платежного документа (счета) на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданами, проживающими в муниципальном жилом фонде  г. Королев Московской области.

 Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено право потребителя жилищно-коммунальных услуг, если иное не установлено договором на предоставление таких услуг, осуществлять их оплату, в частности, наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.

Отсутствие в платежных документах банковских реквизитов исполнителей коммунальных услуг, вынуждает плательщиков осуществлять оплату исключительно в организациях, с которыми АНО «КРКЦ» заключило договоры о приеме платежей физических лиц и ограничивает плательщиков в выборе способа оплаты данных услуг, а также в выборе организации, через которую он хочет производить оплату. Так же, указанные действия ущемляют интересы кредитных организаций и организаций, осуществляющих почтовые переводы, с которыми АНО «КРКЦ» не заключило договоры о приеме платежей физических лиц.

По смыслу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Потребитель вправе самостоятельно выбрать кредитную организацию, подходящую его требованиям, вне зависимости от ее местонахождения и/или размера взимаемого комиссионного вознаграждения.

Московским областным УФАС России  в действиях ОАО Сбербанк, АКБ «Транскапиталбанк» (ЗАО), ОАО «Национальный банк «ТРАСТ», ОАО «Собинбанк», ОАО АБ «Пушкино», ОАО КБ «Соцгорбанк», ОАО Банк «Возрождение», ФГУП «Почта России», АНО «Королевский расчетно-кассовый центр», ОАО «Жилкомплекс» усматриваются  признаки нарушения части 2 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке банковских услуг.

Нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий в соответствии со статьей 14.32 КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В случае установления факта нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган выдает обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и осуществляет контроль за его исполнением.