Глава подмосковного УФАС: Ведомство сможет выносить предупреждения госслужащим с 2016 г. (интервью)

Поправки в закон «О защите конкуренции», больше известные как четвертый антимонопольный пакет, вступают в силу 5 января 2016 г. Они призваны сократить административные ограничения для бизнеса и одновременно снизить участие государства в экономике. О том, какие изменения станут более существенными для бизнеса и госслужащих, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Игорю Орлову рассказал руководитель управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Московской области Игорь Золотарев.

И.О.: Игорь Валерьевич, расскажите, какие изменения должны оказать наибольший эффект для бизнеса и чиновников?

И.З.: Практически все изменения в закон «О защите конкуренции» должны способствовать развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной практики. Я бы обратил внимание на вводимый институт предостережения и предупреждения в отношении должностных лиц органов власти, который позволит оперативно устранять антимонопольные правонарушения с их стороны.

Так, если нам становится известно о факте возможного нарушения, мы будем предостерегать то или иное должностное лицо, орган исполнительной власти субъекта, орган местного самоуправления, организацию, участвующую в предоставлении государственных и муниципальных услуг, что такое нарушение возможно. Например, нам сейчас становятся известны факты того, что на уровне муниципалитетов ведется работа по направлению жителей для оплаты коммунальных услуг в строго определенные центры расчетов. Дело в том, что такая деятельность муниципалитетов является, на наш взгляд, противоправной с точки зрения конкурентного законодательства. Замечу, что эта работа еще только готовится. Нет факта состоявшегося нарушения. Мы имеем возможность предупредить то или иное должностное лицо, что работа, которая проводится, может привести к ограничению конкуренции. И мы предлагаем воздержаться от продолжения этих действий.

И.О.: Направить предостережение Подмосковное УФАС сможет только в будущем году?

И.З.: Мы сейчас в рабочем порядке хотим связаться с правительством Московской области и рассказать, что презентация, разосланная в муниципалитеты, не отвечает требованиям антимонопольного законодательства. Я допускаю, что правительство старалось сделать данный материал как можно доступнее. Однако, представляя его таким образом, не учло, что подобные действия могут подпасть под запреты, установленные законом «О защите конкуренции».

И.О.: Сейчас механизм предостережения действует только в отношении бизнеса?

И.З.: В соответствии с действующей редакцией закона, предостережения могут направляться только должностному лицу хозяйствующего субъекта, то есть лицам, осуществляющим коммерческую деятельность, например, предприятиям. Сейчас у нас появилось новое полномочие – это направление такого предостережения должностным лицам федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда.

И.О.: Как часто такие предостережения выдаются представителям бизнеса?

И.З.: В центральном аппарате ФАС такие предостережения выдаются достаточно активно. Это связано с тем, что они касаются крупных публичных компаний, о деятельности которых нам становится известно, в том числе, из СМИ. Мы из этой публичной информации можем сделать вывод о том, что продолжение тех или иных действий со стороны компании может привести, например, к свершению правонарушений. Что касается небольших компаний, то из-за отсутствия элемента публичности, мы не можем делать заключения такого рода.

И.О.: Насколько эффективным инструментом может оказаться институт предупреждений для госслужащих?

И.З.: Появляется механизм оперативного устранения антимонопольных правонарушений со стороны должностных лиц органов власти. С другой стороны, это будет механизм ужесточения контроля за чиновниками, которые неоднократно нарушают закон «О защите конкуренции». Так, в случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать безальтернативная дисквалификация.

Действующий сейчас в антимонопольном законодательстве механизм предупреждения, который распространяется на бизнес, предусматривает определенные последствия. Если же тот или иной хозяйствующий субъект, будь это торговая деятельность, производство или оказание услуг, выполнил предупреждение в установленный срок, антимонопольное дело не возбуждается, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности. Это довольно значимые обстоятельства.

Сейчас в Московской области мы начали активно применять такое административное наказание, как дисквалификация. Поэтому лицу, находящемуся на той или иной должности, предпочтительнее принять наше предупреждение и не совершать антимонопольное правонарушение, чем оказаться фигурантом антимонопольного дела и получить штраф или наказание в виде дисквалификации.

Могу сказать, что механизм предостережений и предупреждений очень важен, поскольку в результате мы снижаем показатели в плане возбужденных дел. При этом качество работы повышается, что позволяет говорить о формировании нормальной здоровой среды.

И.О.: Какие еще изменения в антимонопольное законодательство Вы могли бы отметить?

И.З.: На мой взгляд, это новые полномочия, которые появляются у президиума ФАС России. Речь идет о том, что президиум сможет пересматривать решения, которые приняты территориальными управлениями вразрез со сложившейся практикой. У нас существовал только так называемый административный порядок обжалования, когда обжалование осуществлялось вышестоящему должностному лицу. Например, если решение принимает заместитель руководителя управления службы, то решение о пересмотре может принять непосредственно руководитель управления. Нужно отметить, что судебный порядок обжалования, который существовал наряду с административным, останется.

Данная новация создает дополнительные удобства в первую очередь тем, чьи дела рассматриваются в территориальном управлении. Понятно, что обратиться в суд, на наш взгляд, трудоемко и более затратно по времени. Лицо, которое не удовлетворено результатами рассмотрения дела в территориальном управлении, получает возможность его пересмотра в центральном аппарате. Мы полагаем, что это будет оперативнее, чем в судебных инстанциях. Замечу, что инновация касается всех сфер антимонопольного регулирования. Это и госзаказ, и сфера торговли, и рекламы, и сфера контроля органов власти и управления.

И.О.: Речь идет о дополнительной нагрузке на центральный аппарат ФАС, будет ли он успевать рассматривать все дела?

И.З.: Действительно, у ФАС России появляется дополнительная нагрузка. В то же время одно из полномочий центрального аппарата службы заключается в обобщении существующей практики. Поэтому работа по жалобам на решения территориальных органов является позитивным фактором совершенствования практики обобщения. В федеральную антимонопольную службу будут приходить конкретные спорные ситуации, по которым и территориальные управления, и лицо, обжалующее действие территориальных управлений, смогут высказать свою позицию в центральном аппарате. После чего центральный аппарат примет свое решение. Это даст возможность создавать административные прецеденты.

И.О.: Почему это важно?

И.З.: Административные прецеденты будут доводиться до сведений территориальных органов, которые смогут соотносить их с теми конкретными делами, которые у них рассматриваются. Они будут точно знать, по какому конкретному делу, при наличии соответствующих обстоятельств, не следует выносить решение, противоречащее прецедентному административному решению федеральной антимонопольной службы. Таким образом, мы придем к единообразию практики.