Дискриминационный батон, или Как антимонопольная служба борется с нарушениями в рыночной конкуренции

О некоторых вопросах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы России 
по Московской области наш корреспондент беседует с начальником отдела анализа и контроля за экономической концентрацией на товарных рынках Денисом СТУКАНОВЫМ. 

- Денис Владимирович, начнём с «бытового» вопроса. Накануне новогодних праздников цены опять подросли. Это обоснованно? Как ваша служба влияет на этот процесс?
- Особенность Московской области заключается в том, что у нас находится большое количество торговых сетей как федеральных, так и региональных. Есть сети районных потребительских обществ, действующие в границах муниципального района и городского округа. Так что даже крупные федеральные сети в некоторых муниципальных районах испытывают давление конкурентов. В этих условиях какое-то воздействие на законы рынка, когда при увеличении спроса вырастает цена на продукцию, оказать невозможно. Но цены на социально значимые продукты постоянно держим под контролем. Кроме того, благодаря действующему антимонопольному законодательству предусмотрены ограничения согласованных действий, направленных на поддержание цен, на изъятие товара из обращения, проще говоря, если есть признаки картельного сговора. Такие действия мы пресекаем. Но, как показывает многолетняя практика, цены перед Новым годом действительно подрастают.
Мы работаем в рамках существующего законодательства, которое довольно жёстко регламентирует некоторые правила игры на этом огромном поле. Если говорить о проверке торговых сетей в рамках соблюдения закона, то они проводятся в соответствии с указом Президента и постановлением правительства РФ.
- Ваши функции в некоторой степени схожи с теми, которые выполняет Роспотребнадзор. Но в управлении по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека все проверки проводят теперь планово. И это, на мой взгляд, ущемляет права потребителей, так как подготовившийся к проверке тот же магазин создаёт искажённую картинку исправного служения интересам покупателей. У вас такие же права в сфере контроля?
- Нет. Полномочия антимонопольных органов отличаются от полномочий ряда других контролирующих организаций тем, что тот же Роспотребнадзор должен все свои проверки согласовывать с прокуратурой и потому они называются плановыми. Мы же их проводим без каких-либо согласований.
Специалисты управления ФАС по Московской области проверяют торговые сети, занимающиеся розничной реализацией продуктов питания, на соответствие закону № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В нём есть ряд ограничений, которые направлены в том числе на предотвращение монополизации рынка розничной реализации продуктов. Для торговых сетей установлены ограничения их доли на рынке, которые они должны неукоснительно соблюдать в границах муниципального района, городского округа или субъекта Российской Федерации. Соблюдают ли? Этот вопрос также находится под нашим контролем.
Следует отметить, что крупные сети с существенной долей на рынке сами следят за тем, чтобы не выйти за границы дозволенного. Если же не доглядят и превысят свою долю на 25 процентов, у нас появляются законные основания для признания сделки недействительной в судебном порядке.
- Тем самым закон поддерживает предпринимателей малого и среднего бизнеса?
- Для того чтобы защитить товаропроизводителей и поставщиков средней руки, закон также предусматривает ряд ограничений. Они касаются в первую очередь «недопущения» создания дискриминационных условий, когда, например, с одним поставщиком компания работает, а с другим нет. Также ограничена выплата бонуса за достижение определённого объёма. Ведь в конечном результате все эти манипуляции сказываются на стоимости продукции и бьют по цене товара, чего нельзя допустить.
- Есть крупные розничные сети «Пятёрочка», «Копейка» и другие. На их работу много жалоб от покупателей, в том числе и в нашей почте. К тому же войти производителям в такую сеть – непросто...
- Это действительно проблема. Мы как раз рассмотрели дело и вынесли решение по одному из поставщиков хлеба, который одно время работал с компанией ООО «Агроаспект»…
- В чём суть дела?
- Довольно длительное время ООО «Агроаспект» работало с одним из хлебозаводов Московской области, а потом по непонятным причинам прекратило с ним сотрудничество. На длительную переписку с просьбой возобновить договор или объяснить причину разрыва договорных отношений компания никак не реагировала, мотивируя это тем, что у них довольно много поставщиков хлебобулочных изделий или что они сокращают ассортимент и потому вынуждены отказаться от поставок данного хлебокомбината.
С одной стороны, компанию можно понять: далеко не всегда выгодно работать с десятками поставщиками. Но в данном случае нарушается статья Федерального закона № 381, так как для конкретного предприятия создали дискриминационные условия. Если сокращают ассортимент продукции, то почему за счёт этого поставщика, а не за счёт другого? Объяснений не было. Бывает, проводят конкурсы на поставку продукции и на основании полученных результатов отбирают лучших производителей, предложивших лучшее качество за меньшую цену. Но только среди крупных торговых сетей. Если же создаются дискриминационные условия для малого и среднего бизнеса, как в приведённом случае, такие факты стараемся пресекать.
- Допустим, производитель недоволен работой торговых сетей. Как организовать их проверку?
- ФАС действует только в том случае, когда компания, подвергшаяся дискриминации, обращается к нам сама. Разумеется, с подтверждающими нарушение закона документами. В противном случае мы не можем применить меры антимонопольного реагирования. Ведь одна из основных целей существующего антимонопольного законодательства - защита производителей (поставщиков, сельхозпроизводителей) при поставках продукции в торговые сети.
- Кто же защитит потребителя, вынужденного приобретать продукты по завышенным ценам, так как у него нет выбора? Вспомним ту же абсурдную ситуацию с гречкой.
- Судя по мониторингу цен, в среднем по области килограмм ядрицы стоит 85,85 рубля. Сегодня цены на большинство круп в Подмосковье снижаются, в том числе и на гречневую крупу (с начала года – в 1,3 раза). Если же вспомнить недавнюю историю, в прошлом году был зафиксирован самый высокий рост цен – в 2,5 раза – именно на гречневую ядрицу, которая резко подорожала из-за неурожая гречихи в некоторых регионах России и потребительского бума.
Как известно, в Московской области гречиху не выращивают. Цены взвинчивали именно производители. Но даже если на рынке существует компания-монополист, мы не можем заставить её продавать продукцию ниже её себестоимости. По другим регионам, где выращивают гречиху, были разбирательства. Сейчас идёт завоз нового урожая, и цена упала, но до августовского уровня 2010 года не достигла. Рынок есть рынок, и увеличение спроса при равном предложении практически всегда влечёт за собой увеличение стоимости, о чём мы говорили в начале беседы.
- Существует ли в ФАС «горячая линия», куда можно обратиться с жалобой?
- «Горячей линии» у нас нет, зато есть регламент, утверждённый приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447, согласно которому мы рассматриваем жалобы граждан, но при одном обязательном условии: если факты, о которых они сообщают, задокументированы.