Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области раздавала земельные участки через МУП «Стройинвест-Солнечногорск»

26.11.2014 Московским областным УФАС России рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 06-11/102-2014 в отношении Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Муниципального унитарного предприятия «Стройинвест-Солнечногорск» и Общества с ограниченной ответственностью «Бэст-Профи» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По итогам рассмотрения дела МУП «Стройинвест-Солнечногорск» выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства (более 14 000 000 рублей).

Напомним, что ранее Комиссией Московского областного УФАС России рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 06-11/48-2014.

По итогам рассмотрения указанного дела Комиссией принято следующее решение:

  1. Признать администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области нарушившей часть 1 статьи 15, в том числе пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.0.7.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем издания актов о предоставлении МУП «Стройинвест-Солнечногорск» муниципальной преференции с нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постановления от 03.04.2013 № 2214 и от 05.06.2013 № 3790).
  2. Признать КУИ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области нарушившим часть 1 статьи 15, в том числе пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем предоставления МУП «Стройинвест-Солнечногорск» муниципальной преференции с нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (заключение договора аренды Земельного участка от 10.06.2013 № 150-АП/13).
  3. Выдать администрации Солнечногорского муниципального района Московской области обязательное для исполнения предписание об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
  4. Выдать КУИ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области обязательное для исполнения предписание  о принятии мер по возврату имущества, переданного в качестве муниципальной преференции.

Указанные действия администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и КУИ Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области привели к созданию для МУП «Стройинвест-Солнечногорск» преимущественных условий при получении права аренды земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020104:4598 (далее – Земельный участок) и более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности.

19.06.2014 в Московское областное УФАС России от Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области поступила информация о невозможности исполнения предписания по причине передачи права аренды Земельного участка ООО «Бест-Профи» в соответствии с договором переуступки прав и обязанностей по договору аренды Земельного участка от 10.06.2013 г. № 150-АП/13.

Договор переуступки прав и обязанностей заключен 02.09.2013, т.е. менее чем через 3 месяца с даты заключения договора аренды Земельного участка.

Согласно договору аренды Земельного участка, вид разрешенного использования Земельного участка – «под строительство торгово-развлекательного комплекса».

Согласно пункту 2.1 договора передачи прав и обязанностей по договору аренды Земельного участка, ООО «Бест-Профи» компенсирует МУП «Стройинвест-Солнечногорск» затраты, связанные с оформлением Земельного участка и арендой Земельного участка в размере 509 609 рублей. Иных платежей в пользу МУП «Стройинвест-Солнечногорск» со стороны ООО «Бест-Профи» указанным договором не предусмотрено.

МУП «Стройинвест-Солнечногорск» является хозяйствующим субъектом, целью деятельности которого является извлечение прибыли.

Договор передачи прав и обязанностей по договору аренды Земельного участка не направлен на извлечение прибыли и покрывает только понесенные МУП «Стройинвест-Солнечногорск» затраты при оформлении прав аренды Земельного участка.

Согласно части 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 указанного кодекса

В соответствии с частью 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в отношениях между коммерческими организациями.

Сумма, указанная в пункте 2.1 договора передачи прав и обязанностей по договору аренды Земельного участка, направлена на компенсацию понесенных МУП «Стройинвест-Солнечногорск» понесенных при оформлении прав аренды Земельного участка затрат, то есть на приведение финансового состояния предприятия в положение, в котором оно находилось на момент первичного обращения за предоставлением в аренду Земельного участка в администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области.

При таких условиях сумма 509 609 рублей не может считаться встречной вещью, а договор передачи прав и обязанностей по договору аренды Земельного участка может быть рассмотрен как договор дарения.

Кадастровая стоимость Земельного участка согласно кадастровому паспорту составляет 21 403 388,70 рублей.

Право аренды Земельного участка не может быть оценено в сумму, не превышающую трех тысяч рублей.

Сделка, совершенная МУП «Стройинвест-Солнечногорск», не может быть объяснена с точки зрения коммерческой выгоды и экономической целесообразности для хозяйствующего субъекта.

Последовательность действий, совершенных Администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Муниципального унитарного предприятия «Стройинвест-Солнечногорск» свидетельствуют о том, что предоставление Земельного участка МУП «Стройинвест-Солнечногорск» было совершено с целью дальнейшей переуступки прав иному хозяйствующему субъекту и направлено на непроведение публичных торгов на право аренды Земельного участка.

Кроме того выявлены еще 2 аналогичные сделки, совершенные МУП «Стройинвест-Солнечногорск» с иными хозяйствующими субъектами, что также свидетельствует о системности описанных обстоятельств и подтверждает наличие устного соглашения об осуществлении действий, направленных на предоставление в Солнечногорском муниципальном районе земельных участков без торгов.

По итогам рассмотрения указанного дела Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, КУИ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и МУП «Стройинвест-Солнечногорск» признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а МУП «Стройинвест-Солнечногорск» выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства (более 14 000 000 рублей).

В действиях ООО «Бест-Профи» нарушений антимонопольного законодательства не установлено.