Состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики ФАС России и Московского областного УФАС России за 3 квартал 2020 года

24 сентября 2020 года в Управлении Федеральной Антимонопольной службы по Московской области, состоялись ежеквартальные публичные обсуждения результатов правоприменительной практики ФАС России и Московского областного УФАС России за 3 квартал 2020 года. Публичные обсуждения прошли в формате прямой трансляции на официальном  YouTube-канале ФАС России.

С приветствием и вступительным словом к участникам публичных обсуждений обратился врио руководителя Московского областного УФАС России Сергей Муравьев.

Далее с докладом о деятельности в сфере контроля органов власти выступил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Кирилл Иванюженко. Кирилл Иванюженко привел статистические данные и озвучил проблемные вопросы, на которые стоит обратить внимание органам власти с целью снижения количества совершаемых нарушений антимонопольного законодательства.

Хочется отметить, что публичные обсуждения становятся не только способом коммуникации между контрольным органом и подконтрольными субъектами, но и инструментом некоего мониторинга проблемных вопросов. Так в ходе прошедших публичных обсуждений со стороны жителей одного из городов Московской области поступила информация о возможных нарушениях антимонопольного законодательства на рынке управления многоквартирными домами, которая будет учтена в дальнейшей работе.

По вопросам судебной практики Московского областного УФАС России выступил врио руководителя Московского областного УФАС России Сергей Муравьев и привел статистику принимаемых судами решений:

«В пользу Управления было вынесено 148 судебных решений. Еще 10 были отрицательными. Большинство из заявлений занимают закупки, весомая часть приходится на антимонопольные дела, остальное – на рекламу. Специфика этого квартала – двукратное возрастание дел, но на это есть объективная причина – в период карантина рассмотрение дел в судах откладывалось. Сейчас ситуация стабилизируется» - отметил Сергей Муравьев.

С докладом по вопросам правопримененительной практики Московского областного УФАС России в сфере закупок выступил начальник отдела обжалования закупок Московского областного УФАС России Шимке Матаев.

В ходе своего доклада он обозначил, что зафиксирована тенденция увеличения количества жалоб, рассмотренных в 2020 году относительно аналогичного периода 2019 года, а также установлен рост числа привлеченных должностных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере закупок.

Кроме того, спикер указал на применение основных нововведений Закона о контрактной системе в 2020 году: «С 01 сентября 2020 года Заказчик в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (в случае установления кодов ОКПД2 41.2, 42, 43) вправе проводить закупку путем проведения конкурса, руководствуясь положениями части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе».

О правоприменительной практике антимонопольного ведомства  в сфере госзаказа рассказала начальник отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами ФАС России Екатерина Дубовкина.

Далее про сговоры на торгах рассказал в своем докладе заместитель руководителя Московского областного УФАС России Алексей Азаренко: «Ограничивающие конкуренцию соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели – широко распространены в сфере государственных закупок во всех секторах экономики, в том числе имеющих стратегическое и социальное значение».

По состоянию на конец 3 квартала Управлением уже возбуждено 17 дел о картелях, из них 2 дела федерального значения. При этом все дела по картелям - это сговоры на торгах, проводимых на территории Московской области.  На сегодняшний день Управлением рассмотрено и вынесено 11 решений по делам о картельных сговорах по торгам, проведенных для нужд Московской области. Общая сумма НМЦК по всем вынесенным решениям составила более 1,223 млрд рублей. Выдано 6 предписаний.

За три квартала 2020 года, Московским областным УФАС России за нарушение антимонопольного законодательства в части картельных соглашений, возбуждено уже более 60 дел об административных правонарушениях. Вынесено более 70 постановлений по делам об административных правонарушениях, на общую сумму 63 млн рублей.

В бюджет Российской Федерации перечислено уже более 11 млн рублей в виде штрафов за картельные соглашения.

Спикер обратил внимание, что Управлением подготовлены и направлены в правоохранительные органы материалы по 6 делам о нарушении антимонопольного законодательства с признаками состава преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ.

По результатам процессуальных проверок материалов как направленных в этом году, так и ранее, возбуждено и расследуется 8 уголовных дел по ст. 178 УК РФ.

Заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Александра Нестерова представила опыт ведомства по противодействую недобросовестной конкуренции на рынке банковских услуг.

«С начала 2020 года на рынке банковских услуг увеличилось количество обращений и проверок. За это время было выдано 12 предупреждений о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Чаще всего фиксируется нарушение статей 14.2 и 14.8 Закона о защите конкуренции», - сообщила Александра Нестерова.

Спикер также пояснила, что банки нарушают правила, в том числе не предоставляя полную информацию об отдельных условиях своих продуктов, некорректно сравнивают свои услуги с конкурентами и тем самым создают впечатление о своем превосходстве. В этом году были выявлены случаи, когда кредитные организации, используя наличие в уставном капитале государственного участия, выставляли его как фактор надежности.

«ФАС России уделяет пристальное внимание поведению кредитных организаций в ситуации пандемии коронавирусной инфекции. В настоящее время отмечены значительные риски недобросовестного поведения кредитных организаций на рынке, чтобы удержать клиентов и привлечь новых, например, путем объявления различных программ, но не раскрывая их условий до конца или не выполняя заявленных условий», - заключила Александра Нестерова.

В заключении мероприятия выступил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Дмитрий Стрельников с докладами о государственном надзоре за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции и о государственном контроле торговой деятельности на территории Московской области.

По вопросам недобросовестной конкуренции Дмитрий Стрельников рассказал о ее формах, типовых нарушениях антимонопольного законодательства по признакам НДК, привел статистику рассмотрения заявлений о недобросовестной конкуренции, количестве выданных и исполненных  предупреждений по статьям 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 Закона о защите конкуренции. Также по вопросу контроля за рекламной деятельностью Дмитрий Стрельников привел примеры и статистику типовых нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Дмитрий Стрельников обратил внимание органов местного самоуправления на недопущение бездействия в части не проведения торгов на рынке услуг по распространению рекламы по местам, включенным в схемы размещения рекламных конструкций.

Спикер обратил внимание на необходимость обязательного исполнения предупреждений, выносимых антимонопольным органом. В случае неисполнения предупреждений, должностные лица органов местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, вплоть до дисквалификации.

Затем Дмитрий Стрельников выступил с докладом о государственном контроле торговой деятельности на территории Московской области.

В своем выступлении Дмитрий Стрельников особое внимание уделил работе Управления по контролю за ценами на социально значимые продукты питания, сообщил о работе Управления по контролю за ценами на продовольственные товары, проводимой в рамках мониторинга цен на оптовом рынке продовольственных товаров, обратил внимание на нередкие случаи непредставления и/или несвоевременного представления хозяйствующими субъектами запрашиваемых документов и сведений в рамках проводимых анализов рынка, мониторингов и иных возложенных на антимонопольный орган функций.

Также Дмитрий Стрельников сообщил о проведении ежегодного анализа долей торговых сетей на рынке розничной торговли продовольственными товарами, осуществляемого в разрезе муниципальных образований Московской области.

В настоящее время Управлением подан иск о признании договоров коммерческой концессии и аренды нежилых помещений недействительными (ничтожными) в связи с наличием в действиях торговой сети нарушения статьи 14 Закона о торговле. Также готовится ряд исковых заявлений о признании договоров аренды недействительными (закрытие торговых объектов).

В завершении своего доклада Дмитрий Стрельников сообщил, что Управлением проводится мониторинг соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства при предоставлении права на организацию ярмарок.