Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области М.А. Кирпичев принял участие в конференции «Проблемы развития конкуренции в Московской области

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области М.А. Кирпичев принял участие в организованной Московским областным региональным отделением «Опора России» конференции «Проблемы развития конкуренции в Московской области», которая состоялась 11 июня 2010 года в городе Королев Московской области, и выступил с докладом на тему: «Проблемы участия в размещении государственных и муниципальных заказов».

В своем выступлении М.А. Кирпичев отметил, что сфера государственных и муниципальных закупок является важнейшим индикатором состояния конкуренции в государстве, так как государственные и муниципальные заказчики относятся к крупнейшим игрокам на рынке обращения товаров, работ и услуг и ежегодные объемы  размещаемых государственных и муниципальных заказов составляют около 4 триллионов рублей.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Вместе с тем, по оценке Московского областного УФАС России, доля заказов, размещаемых с нарушением требований законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере размещения заказов, находится на критическом уровне.

 

Так, только в 1 квартале 2010 года в Московское областное УФАС России поступило 229 жалоб, связанных с нарушениями законодательства о размещении заказов, что в 2,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. По нашему мнению такая активность участников размещения заказов свидетельствует о все возрастающем желанием получить государственный или муниципальный заказ, а также их непримиримой позиции к нарушениям в данной сфере деятельности.

 

По итогам рассмотрения жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области, 48 % из них, были признаны обоснованными (в 2009 году этот показатель был равен 50 %). Выявлено 245 нарушений законодательства в 182 случаях размещения заказов. Выданы предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. Аналогичная статистика фиксируется по результатам проведения плановых и внеплановых проверок.

 

Наиболее распространенными составами административных правонарушений, выявляемых Управлением,  являются:

 

1)    по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП)  -  необоснованное отклонение заявок на участие в торгах и запросах котировок;

 

2)    по части 1.4 ст. 7.30 КоАП– опубликование на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказов с нарушением требований законодательства о размещении заказов.

 

3) по части 4.2. ст. 7.30 КоАП – утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 

По мнению Московского областного УФАС России существует ряд причин, приводящих к нарушениям законодательства и создающим проблемы для участия в размещении государственных и муниципальных заказов в Московской области.

 

1. Отсутствие должного внимания со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области к организации процесса государственных и муниципальных закупок.   

Подтверждением этого может служить тот факт, что в Программе по развитию конкуренции в Московской области в 2010-2012 годах в задачах Программы данный вопрос нашел отражение в части расширения доступа только к государственному заказу. Программные мероприятия отражены только в двух разделах и носят декларативный характер: - «Обеспечение расширения доступа малых и средних предприятий к государственному и муниципальному заказу» (постоянно) и «Обеспечение равных возможностей всех хозяйствующих субъектов при участии в торгах и запросах котировок при размещении заказов для государственных нужд Московской области, удовлетворение потребностей в строительстве, в уровне стоимости, сроках строительства, гарантиях качества работ; предотвращение коррупции» (2010-2012 годы)). Не определены конкретные мероприятия, сроки их реализации и целевые индикаторы.  

На этапе разработки программы Управление обратило внимание Губернатора Московской области Б.В. Громова, что в проекте программы развития конкуренции не нашли отражения вопросы развития конкуренции в ряде особо важных и проблемных отраслях и сферах деятельности, а также  предложило создать рабочую группу при Министерстве экономики Московской области для совместной разработки мер, направленных на развитие конкуренции на территории Московской области, и доработки проекта Программы.

 

В ноябре 2009 года по поручению Губернатора Московской области Б.В. Громова состоялось заседание созданной по инициативе Московского областного УФАС России рабочей группы по вопросу обсуждения данной программы и порядка взаимодействия при ее корректировке и реализации, на котором было решено:

 

- проработать и внести предложения по внесению изменений в Программу в части усиления влияния роли государственного и муниципального заказа на развитие конкуренции, расширение доступа хозяйствующих субъектов к государственному и муниципальному заказу;

 

- проработать вопрос о создании в Интернет-ресурсах (возможно на официальном сайте «Закупки и поставки продукции для государственных нужд Московской области» www.gz-mo.ru) постоянно обновляемого рейтинга государственных и муниципальных заказчиков, составленного на основании количества допущенных ими нарушений законодательства при размещении государственных и муниципальных заказов.

 

Однако до настоящего времени Министерство экономики Московской области, не предприняло ни каких мер по реализации принятых решений и наши предложения, к сожалению, так и не учтены в итоговом документе.

 

2. Низкий уровень профессиональной подготовки лиц, обеспечивающих деятельность по размещению государственных и муниципальных заказов.

 

Количество нарушений в сфере размещения заказов, выявляемых Управлением, практически не снижается. Так соотношение количества обоснованных жалоб к рассмотренным, по сравнению с 2009 годом, снизилось всего на 2 %.

 

М.А. Кирпичев сообщил, что, по мнению Управления, допускаемые нарушения являются, в том числе, следствием низкого уровня преподавательского состава, привлекаемого к процессу переподготовки и повышения квалификации в сфере размещения заказов, не смотря на наличие у образовательных учреждений лицензий установленного образца.

 

Так, на заседаниях Комиссии по рассмотрению жалоб или при рассмотрении дел об административных правонарушениях в качестве  объяснений представителей заказчиков и членов комиссий часто можно слышать: «…на курсах по повышению квалификации лектор сказал, что можно поступать таким-то образом, т.к. такие действия не являются нарушением законодательства и ни какой ответственности за это не предусмотрено. Однако практика Управления говорит об обратном.

В 2009 году Управлением приняты решения о возбуждении более 1000 административных дел, из которых по состоянию на 31.12.09 рассмотрено 312 дел и наложено штрафов на общую сумму 6,6 млн. рублей.

 

Вопрос о необходимости установления квалификационных требований к преподавателям, участвующим в процессе переподготовки и (или) повышении квалификации в сфере управления закупками для государственных и муниципальных нужд, поднимал Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области И.В. Башлаков-Николаев на заседании круглого стола «Актуальные вопросы подготовки специалистов в сфере госзаказа», которое состоялось  25 марта 2010 года в МВЦ «Крокус-Экспо» в рамках деловой программы VI всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2010».

 

По мнению М.А. Кирпичева наше предложение можно рассматривать в качестве одного из программных мероприятий Программы по развитию конкуренции в Московской области в 2010-2012 годах.

 

3. Неудовлетворительное ведение официальных сайтов муниципальных образований для публикации информации о размещении  заказов.

 

Технические особенности большинства сайтов муниципальных образований не позволяют достоверно установить сроки размещения информации, подлежащей размещению в соответствии с требованиями законодательства (например, извещения о размещения заказов, протоколов и др.), а также дату внесения изменений в информацию о размещении заказов. В практике Управления встречаются даже случаи, когда извещение и документация о проведении торгов публикуется одновременно с их результатами (итоговым протоколом), а иногда и вообще не публикуются. Естественно, что ни о какой конкуренции при таком подходе не может быть и речи. Кроме того, многие сайты не позволяют осуществить мониторинг информации о размещении заказов, поскольку такая информация сразу заносится в «архив» и недоступна для обозрения.

 

Недобросовестные муниципальные заказчики, пользуясь правами, предоставленными муниципальным образованиям законодательством,   сознательно формируют подобную негативную практику ведения своих сайтов.

 

К сожалению, у Московского областного УФАС России не достаточно сил и средств для сплошного контроля за своевременностью размещения информации о размещении заказов на сайтах муниципальных образований. Однако, в случае поступления информации о таких нарушениях, Управлением в обязательном порядке проводится внеплановая проверка и, в случае подтверждения факта нарушения, должностные лица привлекаются к административной ответственности.

 

В мае текущего года заместитель руководителя Московского областного УФАС России С.Е. Муравьев принял участие в заседании коллегии Прокуратуры Московской области с повесткой дня: «Об исполнении законодательства в сфере размещения заказов…»,  на котором осветил данную проблему.

 

Руководство областной прокуратуры обратило внимание городских и районных прокуроров на необходимость контроля за своевременностью размещения информации.

 

4. Игнорирование требований законодательства о размещении заказов у субъектов малого предпринимательства.

 

В соответствии со ст. 15 Закона о размещении заказов № 94-ФЗ  Государственные заказчики и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 № 237 значительно расширен перечень товаров, работ, услуг, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства (изначально перечень был установлен Постановлением Правительством Российской Федерации  от 04.11.2000 № 642).

 

Порядок размещения заказов у субъектов малого предпринимательства разъяснен совместным письмом ФАС России и Минэкономразвития России от 29.04.2008.

 

Информация об обязанности размещать в установленном порядке заказы у субъектов малого предпринимательства в марте 2009 года была доведена письмом Московского областного УФАС России до руководителей всех муниципальных образований Московской области.

 

В ходе проведения плановых проверок государственных заказчиков Управлением выявлены случаи нарушения указанных норм законодательства.

 

В настоящее время в целях контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов Управлением в адрес всех федеральных заказчиков направлен запрос с требованием в срок до 30 июня 2010 года представить в ФАС России сведения о торгах и запросах котировок, проведенных в 2009 году в соответствии со статьей 15 Закона о размещении заказов среди субъектов малого предпринимательства.

 

В случае выявления фактов не размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в установленном размере виновные должностные лица будут привлечены к административной ответственности.

 

5. Недобросовестные участники размещения заказов

 

Управление отмечает многочисленные случаи, когда с целью «развалить торги» после оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе либо после проведения процедуры рассмотрения заявок на участие в аукционе участниками размещения, не допущенными к участию  в торгах или не признанными победителями, (как правило, по своей вине), желающими получить «вторую попытку», обжалуются не действия конкурсных или аукционных комиссий, а действия заказчиков.

 

При этом, зная, что при таком обжаловании Управлением  будет проводиться полная внеплановая проверка размещения заказа, недобросовестные участники размещения заказов, которые пытаются «развалить торги», не утруждают себя даже тем, чтобы доводы жалобы были обоснованными.

 

Такое положение вещей усугубляется и тем, что за подачу необоснованной жалобы заявитель не несет ни какой ответственности.

 

Учитывая, что участникам размещения заказов предоставлено достаточное количество времени для ознакомления с документацией и выявления несоответствий законодательству, обжалование действий заказчика после размещения на официальном сайте протоколов торгов, по мнению М.А. Кирпичева, выглядит, как минимум, не порядочно.

 

Кроме того, в адрес Управления поступает информация о том, что недобросовестные участники размещения заказов шантажируют заказчиков или победителя торгов возможностью «развалить торги».

 

Таким образом, наблюдается тенденция злоупотребления «правом на обжалование» у участников размещения заказов (в том числе «потенциальных»).

 

К сожалению, в настоящее Управление вынуждено реагировать на обоснованные жалобы недобросовестных участников размещения заказов и выдавать предписания об устранении нарушений о размещении заказов.

 

Однако, понимая сложившуюся ситуацию, данная проблема была вынесена и обсуждалась на рабочем совещании Территориальных органов ФАС России, расположенных в Центральном федеральном округе.

 

Протокол совещания был направлен в ФАС России с предложением  внесения изменений в закон о размещении заказов нормой исключающей возможность обжалования действий заказчика, уполномоченного органа после окончания срока подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок.

 

В завершении заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области М.А. Кирпичев отметил высокий уровень организации и проведения конференции и выразил благодарность Московскому областному региональному отделению «Опора России» за предоставленную возможность обмена мнениями по проблемным вопросам развития конкуренции в Московской области в целом и проблемам участия в размещении государственных и муниципальных заказов в частности.

 

Пресс-служба Московского областного УФАС России