В Московской области участились нарушения в сфере наружной рекламы

В Московское областное УФАС России поступают обращения от лиц, желающих установить рекламные конструкции на территории Московской области, на необоснованные отказы в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций со стороны органов местного самоуправления Московской области, в связи с чем Московское областное УФАС России считает необходимым довести до сведения органов местного самоуправления Московской области следующую информацию.

Порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций определен статьёй 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Срок рассмотрения заявления на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в соответствии с частью 14 статьи 19 Закона о рекламе, составляет 2 месяца, в пределах которого органом местного самоуправления в письменной форме принимается одно из следующих решений: о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.

При этом, согласно части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 указанной статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 указанной статьи.

Из поступающих обращений следует, что решения органов местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции содержат только ссылку на одно из предусмотренных частью 15 статьи 19 Закона о рекламе оснований отказа в выдаче разрешения, при этом какое-либо обоснование принятия такого решения отсутствует.

Кроме того, встречаются и иные не предусмотренные законодательством основания отказа в выдаче разрешений.

Например:

1) «Разрешенный вид использования земель, на которых предполагается размещение рекламных конструкций, не предусматривает возможности ведения на них коммерческой деятельности».

(Такое основание не является законным, так как часть 15 статьи 19 Закона о рекламе содержит закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, и такое основание как «несоответствие вида разрешенного использования земель» в него не включено);

2) «Заявленное место установки рекламной не соответствует утвержденной схеме размещения рекламных конструкций», если такое основание применяется до утверждения и опубликования схемы размещения рекламных конструкций в установленном порядке.

(Такое основание не соответствует действующему законодательству, так как в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанному основанию должно быть мотивировано и допустимо только после утверждения и опубликования схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе);

3) «Заявление не может быть рассмотрено в связи с отсутствием утвержденной схемы размещения рекламных конструкций».

(Такое основание не является законным, так как в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Следует отметить, что согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ограничения на выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в связи с отсутствием утвержденной схемы размещения рекламных конструкций вступают в силу с 1 января 2014 года).

Учитывая изложенное, решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должно быть мотивировано и принято в соответствии с требованиями части 15 статьи 19 Закона о рекламе.

Действия органов местного самоуправления, связанные с  необоснованным отказом в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» являются действиями, ограничивающими конкуренцию.

Ответственность за совершение действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, предусмотрена статьёй 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предполагает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, а в случае, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.