«Шереметьево» и «Аэрофлот» могут быть оштрафованы ФАС

Московское областное управление ФАС возбудило дело по  признакам нарушения антимонопольного законодательства в  отношении «Аэрофлота» и  «Шереметьево» после внеплановой проверки. Об  этом говорится в  сообщении, опубликованном на  сайте УФАС.

Службе не  понравилось соглашение о  сотрудничестве, заключенное между «Аэрофлотом» и  «Шереметьево». По  соглашению авиакомпании группы «Аэрофлот» и  партнеры по  альянсу Sky Team получают исключительное право участвовать в  подготовке плана стыковочных прилетов и  вылетов, принимать решения об  управлении ресурсами стоянок и  выходов на  посадку, регулировать обслуживание самолетов и  др. Это может отрицательно повлиять на  регулярность полетов авиакомпаний, не  являющихся участниками Sky Team, так как соглашение подразумевает обслуживание других авиакомпаний по  остаточному принципу, подчеркивается в  сообщении УФАС. Представитель УФАС не  ответил на  дополнительные вопросы. «Аэрофлот» и  «Шереметьево» претензии ФАС комментировать отказались.

Соглашение «Аэрофлота» и  «Шереметьево»  уже попадало в  поле зрения ФАС. В  августе 2013  г.  УФАС Московской области оштрафовало «Аэрофлот» на  8,1  млн руб. за  соглашение от  октября 2012  г.  Оно предусматривало, что  «Аэрофлот» и  партнеры по  альянсу получают право летать из  терминалов D, E и  F. Остальным перевозчикам предлагалось переместиться в  терминалы B и  C. Впоследствии ФАС и  «Аэрофлот» достигли компромисса и  в  соглашение были внесены изменения. Их  суть не  раскрывалась. Эксперты открытого правительства, рассматривая долгосрочную программу развития «Шереметьево», указали на  необходимость ее  координации с  программой «Аэрофлота», которая предусматривает рост пассажиропотока.

По  данным сайта «Шереметьево», из  аэропорта летает 34 перевозчика. «Шереметьево» не  раскрывает долю группы «Аэрофлот» и  ее партнеров по  Sky Team в  общем пассажиропотоке в  2014  г. В  2013  г. на  долю группы «Аэрофлот» пришлось 65,2% пассажиров, воспользовавшихся услугами аэропорта, говорится в  его отчете за  2013  г.  Сейчас из  «Шереметьево» летает только одна российская регулярная авиакомпания, не  входящая в  группу «Аэрофлот»,  — «Нордавиа» (входит в  структуру «Норникеля»). Ее  представитель на  вопросы не  ответил. Среди иностранных перевозчиков услугами аэропорта пользуются участники альянсов Star Alliance (Air China, LOT, SAS) и  One World (Finnair), а  также авиакомпании, не  входящие в  альянсы.

Переход в  другие аэропорты Москвы  — «Домодедово» или «Внуково»  — может стать проблемой для  авиакомпаний, которых не  устраивают условия «Шереметьево», отмечает партнер «Некторов, Савельев и  партнеры» Александр Некторов. Так что  «Аэрофлоту» и  «Шереметьево» еще предстоит доказать, что  их  соглашение не  нарушает конкуренцию, или другие перевозчики могут заключить похожие соглашения, касающиеся их  трафика, допускает Некторов.