9 октября 2009 года в Московском областном УФАС России состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности Управления во втором полугодии 2009 году и задачам на первое полугодие 2010 года

 Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области было вновь образовано 1 июля 2008 года. При этом Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и Московской области преобразовано в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве. Данная реорганизация проведена с целью повышения эффективности работы Федеральной антимонопольной службы России в столичном регионе.

С 1 октября 2008 года Управление приступило к исполнению своих полномочий.

Деятельность
 
Основными целями Московского областного УФАС России является, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции, развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
 
Задачи
 
В рамках достижения поставленных целей, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области осуществляется государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Московской области.
 
Приоритетными направлениями в деятельности Управления в рамках сложившейся экономической ситуации является:
- обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
- расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия;
- предотвращение роста цен на товарных рынках;
- выявление и оперативное пресечение актов и действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также территориальных подразделений государственных внебюджетных фондов, территориальных управлений ЦБ РФ, направленных на ограничение конкуренции, а также совершенствование правовых механизмов устранения административных барьеров, повышение ответственности за указанные нарушения;
- содействие созданию среды для добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию;
- развитие конкуренции в Московской области;
- пресечение монополистической деятельности.
 
Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса
 
Московское областное УФАС России в рамках своих полномочий осуществляет контроль за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Законом предусмотрен ряд ограничений в отношении действий/бездействий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если эти действия/бездействия направлены на ограничение конкуренции или ущемление интересов других лиц.
К таким ограничениям относятся:
·        создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;
·        создание дискриминационных условий;
·        отказ либо уклонение от заключения договора;
·        навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
·        необоснованное установление различных цен на один и тот же товар.
Указанные ограничения направлены на защиту конкуренции, в том числе на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса.
Кроме того, Московское областное УФАС России готово применять меры антимонопольного реагирования при поступлении информации об установлении монопольно высоких или монопольно низких цен на товары (работы, услуги), устанавливаемые хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, что также может привести к вытеснению с рынка предприятия малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем, на предприятия малого и среднего бизнеса распространяется запрет на недобросовестную конкуренцию, а именно не допускается:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Правительством Российской Федерации также применяется ряд мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса в кризисный период.
В качестве примера можно привести Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 334, устанавливающее плату в размере не более 550 рублей за технологическое присоединение потребителей мощностью до 15 кВт к электрическим сетям.
Постановлением также предусмотрена рассрочка оплаты до 3-х лет за технологическое присоединение потребителей мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно.
Вместе с тем, обязанность по выполнению технических условий (строительству объектов электросетевого хозяйства) возложена на сетевую организацию.
Контроль за исполнением упомянутого Постановления возложен на ФАС России и его территориальные органы.
При выявлении фактов нарушения антимонопольного законодательства, направленных на ущемление интересов субъектов малого и среднего бизнеса, Московским областным УФАС России применяются меры антимонопольного реагирования.
 
Одновременно, в соответствии со ст. 15 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (№94-ФЗ) Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.09 № 237 установлена начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15 млн. руб.
Вместе с тем, указанным постановлением значительно расширен перечень товаров, работ, услуг, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, который изначально был установлен Постановлением Правительством Российской Федерации от 04.11.2006 № 642.
Порядок размещения заказов у субъектов малого предпринимательства разъяснен совместным письмом ФАС России и Минэкономразвития России от 29.04.2008 «О разъяснении норм Федерального закона от 21.05.06 № 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства».
Информация об обязанности размещать в установленном порядке заказы у субъектов малого предпринимательства была доведена письмом УФАС по Московской области в марте 2009 г. до руководителей всех Муниципальных образований Московской области. 
Следует также отметить, что Московским областным УФАС России в ходе проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий будет осуществляться проверка соблюдения ст. 15 Закона № 94-ФЗ, устанавливающей данную обязанность.
Необходимо также обратить внимание, что Федеральным законом от 17.07.09 № 160-ФЗ внесены изменения в КОАП, вступающие в силу 20.08.09 и предусматривающие, что:
- неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, -
влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей;
- размещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок - влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Также на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, в рамках контроля за деятельностью органов власти, принимаются следующие меры:
- контроль за действиями органов государственной власти в части принятия актов, противоречащих антимонопольному законодательству;
- контроль за действиями органов государственной власти в части предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, в том числе предоставления муниципальной преференции;
- контроль за проведением органами государственной власти торгов, для осуществления принципов равенства и создание позитивной конкурентной среды на рынках;
- издание постановлений, обязательных для исполнения органами государственной власти, направленных на устранение нарушений, которые привели или могли привести к недопущению, сокращению или устранению конкуренции.
 
Управлением на постоянной основе проводится работа по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.
 
Товарные рынки
 
Заключение договоров с управляющими компаниями многоквартирных домов
В соответствии с жилищным кодексом собственники жилья выбирают эксплуатирующую организацию и заключают с ней соответствующий договор. Размеры ежемесячных платежей и отчислений определяются также собственниками с учетом действующих тарифов на энергоресурсы. За граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде, решения принимаются органами местного самоуправления. Уровень правовой грамотности населения в вопросе управления совместным имуществом, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Нередки случаи, когда эксплуатирующие организации, собирая средства с населения, не оплачивают ресурсоснабжающим компаниям потребленные энергоресурсы. Из-за этого ресурсоснабжающие компании отключают/ограничивают подачу ресурсов, что является нарушением.
В случае изменения управляющей компании ресурсоснабжающие организации также не вправе отказывать в заключении договоров, даже при условии задолженностей со стороны предыдущей управляющей компании.
Нередко инвесторы строительства или застройщики определяют/навязывают свою собственную эксплуатирующую компанию, которая впоследствии диктует условия жителям дома. Необходимо также отметить, что далеко не все нарушения, ущемляющие права граждан, находятся в юрисдикции антимонопольного органа.
Оплата коммунальных услуг в коттеджных поселках
Многие застройщики коттеджных поселков на территории Московской области создают собственные управляющие компании для эксплуатации и управления поселками, которые сами и построили. Поэтому пока в большинстве случаев управляющие поселком компании — аффилированные структуры застройщиков.
При заключении инвестиционного контракта с будущими собственниками жилья застройщик предлагает обслуживание построенного коттеждного поселка.
Заключаются договоры, на основании которых строятся коттеджи и в которых отдельным пунктом прописана обязанность будущего собственника коттеджа передать свою долю в общем имуществе коттеджного поселка в управление той или иной управляющей компании.
Таким образом, на балансе застройщика остаются сети всех систем жизнеобеспечения, таких как газо- и водопровод, электричество, канализация.
Все обязательные платежи владельцев коттеджей делятся на две части: первая - эксплуатационные расходы (использование инженерных систем, уборка и обслуживание территории, охрана, отчисления на обустройство дома), вторая - коммунальные платежи (за тепло- и водоснабжение, канализацию, вывоз мусора).
Коммунальные расходы жители должны оплачивать по тарифам установленным органами местного самоуправления Московской области, т.к. управляющие компании являются организациями коммунального комплекса.
В настоящее время Московским областным УФАС России рассматриваются дела о нарушении антимонопольного законодательства управляющими компаниями, которые устанавливают «свой» ежемесячный обязательный платеж без утверждения тарифов на коммунальные услуги в органах местного самоуправления. Жители вынуждены оплачивать необоснованные расходы, т.к. к другой управляющей компании за предоставлением услуг они обратиться не могут, по причине нахождения инженерных сетей в собственности застройщика и в аренде управляющей компании.
Управляющие компании застройщика в одностороннем порядке поднимают плату оказываемых услуг без какого-либо обоснования и согласования своих действий с жителями коттеджных поселков. Ежемесячные платежи доходят до 30 000 руб.
Проблемы взыскания штрафных коэффициентов по газу
За год работы Московское областное УФАС России столкнулось с проблемой, которая характерна для всей территории России, а именно – штрафные санкции за перерасход хозяйствующими субъектами магистрального газа. Правилами поставки газа предусмотрены повышающие коэффициенты за перерасход газа по сравнению с плановым объемом в размере 1,1 и 1,5. Вместе с данными коэффициентами поставщиками газа применяются дополнительные повышающие коэффициенты, не утвержденные нормативно - правовыми документами. С точки зрения антимонопольного органа применение дополнительных повышающих коэффициентов является нарушением антимонопольного законодательства. Также позиция ФАС России была подтверждена 2 июля 2009 года Президиумом высшего арбитражного суда РФ, постановление № .
Проблемы развития сетей связи
Компаниям, предоставляющим услуги связи, в частности услуги подключения к сети Интернет и передачи данных необходимо размещение своего оборудования в помещениях домов. Часто им оказывается противодействие со стороны Администраций и некоторых управляющих компаний, в основном тех, которые «назначены» администрациями, противодействие осуществляется в виде всевозможных запретов и уклонений от разрешения установить оборудование. Наличие в доме одного интернетпровайдера объясняется достаточным для обеспечения услуг жителей. Подобные препятствия рассматриваются антимонопольным органом как нарушение антимонопольного законодательства.
Проблемы сговоров на торгах
В настоящее время участились случаи согласованных действий хозяйствующих субъектов, принимающих участия в торгах. Пресечение и наказание за данные действия являются одой из приоритетных задач Управления.
Главной сложностью рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства путем осуществления согласованных действий является отсутствие документального свидетельства, доказывающего такие согласованные действия.
Такое явление, сговор на торгах, приводит к профанации процедур торгов и противодействий достижению целей торгов - повышению эффективности государственных и муниципальных заказов.
 
 
 
Проблемы высокой концентрации на рынках
 
В отчетном периоде Московским областным УФАС России проведено 6 анализов и 18 обзоров состояния конкурентной среды на следующих товарных рынках Московской области:
1. рынке пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в границах канала им. Москвы;
2. рынке оказания услуг по причаливанию в границах канала им. Москвы;
3.рынке по оказанию услуг временной парковки автотранспортных средств на привокзальной территории Международного аэропорта «Шереметьево-2»;
4. рынке подачи-уборки вагонов на территории городского округа Домодедово Московской области от станций Домодедово филиала ОАО «РЖД» - «Московская железная дорога» и Белые Столбы филиала ОАО «РЖД» - «Московская железная дорога» к фронтам погрузки / выгрузки товаров грузоотправителей/грузополучателей;
5. рынке розничной реализации автомобильных бензинов;
6. функционирования розничного рынка электроэнергии (мощности);
7. рынке похоронных услуг;
8. рынке услуг по управлению многоквартирными домами;
9. рынке производства и реализации железобетонных изделий.
По результатам проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на указанных товарных рынках установлено, что рассматриваемые рынки являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.
Исключением является рынок производства и реализации железобетонных изделий (за исключением рынка производства и реализации плит фундаментов и деталей ростверков) и рынок розничной реализации автомобильных бензинов на территории Московской области, которые являются умеренноконцентрированными с недостаточно развитой конкуренцией.
Вместе с тем, на рынке розничной реализации автомобильных бензинов на территории Московской области в соответствии с п.1 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2009 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено коллективное доминирование на розничном рынке реализации автомобильных бензинов следующих хозяйствующих субъектов (групп лиц): группа лиц ОАО «ТНК – ВР Холдинг», группа лиц ОАО НК «Роснефть», ОАО «Лукойл» и группа лиц ОАО «Татнефть», определенная в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынках пассажирских перевозок внутренним водным транспортом и оказания услуг по причаливанию в границах канала им. Москвы проведены в рамках рассмотрения ФАС России дел о нарушении антимонопольного законодательства на указанных товарных рынках.
По результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке подачи-уборки вагонов на территории городского округа Домодедово ЗАО «Домодедовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» также включено в Реестр.
Также еженедельно осуществляется мониторинг цен на бензин и авиакеросин на территории Московской области, а также ежемесячный мониторинг цен на социально-значимые группы товаров (молоко, растительное масло, мука и т.д.).
В настоящее время на рынке реализации нефтепродуктов наблюдается стабилизация цен на автомобильный бензин и дизельное топливо и даже их незначительное снижение.
Существенное повышение розничных цен на нефтепродукты с начала 2009 года напрямую связано с резким ростом цен на оптовом рынке.
По фактам злоупотребления доминирующим положение на рынке нефтепродуктов в части необоснованного повышения цен в период 2008 - 2009 г.г. в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) ФАС России возбуждены и рассмотрены дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также приняты соответствующие решения.
По фактам злоупотребления доминирующим положением в отношении крупнейших в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) было возбуждено административное производства и вынесены постановления о наложении штрафов на сумму более 6 млрд. руб.
В рамках мониторинга цен на социально-значимые группы товаров наблюдается незначительные колебания цен как на розничном рынке, так и цен производителей.
 
Статистика
 
За год исполнения Московским областным УФАС России возложенных на него функций, Управлением рассмотрено 670 дел о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства Российской Федерации о рекламе, законодательства о размещении заказов из них:
- 500 дел о на рушении законодательства о размещении заказов;
- 80 дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе;
- 150 дел о нарушении антимонопольного законодательства;
- 64 дела в отношении органов местного самоуправления;
- 76 дел о нарушении антимонопольного законодательства на товарных рынках;
- 10 дел о нарушении антимонопольного законодательства на финансовых рынках.
 
По итогам рассмотрения указанных дел, было выдано более 300 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
 
По итогам рассмотренных дел о нарушении законодательства Российской Федерации возбуждено 520 дел об административных правонарушениях и наложено штрафов на общую сумму 66 910 000рублей, 30% наложенных штрафов взыскано, 70% подлежит взысканию в установленные законом сроки.
Также на постоянной основе Московским областным УФАС России проводятся плановые и внеплановые проверки.
С 1 октября 2088 года, Управлением проведено плановых и внеплановых проверок более 150.
 
В рамках контроля за экономической концентрацией Управлением рассмотрено 18 ходатайств и 20 уведомлений о совершенных сделках по приобретению акций (долей), имущества коммерческих организаций.
По результатам рассмотрения представленных документов и сведений установлено, что сделки, заявленные в ходатайствах и уведомлениях, не привели к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках на территории Московской области.
В рамках контроля за экономической концентрацией на товарных рынках установлено, что часть сделок совершается с целью поддержки и развития организаций в условиях нестабильной экономической ситуации.
 
 
Примеры наиболее ярких дел
 
Наиболее яркими примерами в деятельности Московского областного УФАС Росси нашли свое отражение дела в отношении производителей молока, ИКЕА, АШАН и МОЭСК. По данным делам Управлением было зафиксировано большое количество откликов со стороны прессы, организаций и физических лиц.
 
К примеру, ООО «ИКЕА МОС» (торговля и недвижимость) признана нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» (запрет коммерческим организациям на координацию экономической деятельности хозсубъектов, если такая координация приводит или может привести к ограничению конкуренции). ООО «ИКЕА МОС (торговля и недвижимость)» вынесено предписание прекратить нарушение норм части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, выразившееся в ущемлении интересов арендаторов ООО «ИКЕА МОС (торговля и недвижимость)» путем обязывания арендаторов страховать гражданскую ответственность   и   принадлежащее   им   имущество,   а   также имуществоарендодателя   в   страховых   компаниях,   рекомендованных   ООО «ИКЕА МОС (торговля и недвижимость)». За данное нарушение Кодексом об административной ответственности предусмотрена ответственность со 14.32.
Теперь арендаторы вновь могут выбирать страховые компании по своему усмотрению, а страховщики работать с арендаторами ИКЕА.
 
Относительно дел о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Данон индустрия», ОАО «Вимм-Билль-Данн», ООО «Эрман» и ООО «Кампина» в настоящее время проводится расследование и анализируется представленная информация (100 000 листов).
Данные дела были возбуждены на основании информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, которое заявило о снижении закупочных цен на молоко указанными компаниями.
         По имевшейся на момент возбуждения дела информации компании ООО «Данон индустрия», ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», ООО «Эрман» и ООО «Кампина»:
·        с декабря 2008 года одновременно снизили закупочные цены на молоко на 4-5 рублей (25% - 26 %);
·        отказываются от заключения договоров с иными производителями молока;
·        установленная закупочная цена на молоко ниже уровня рентабельности его производства.
 
В отношении ООО «АШАН» было рассмотрено дело по признакам нарушения ч. 3 ст. 21, п.п. 1, 2, 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Указанные нарушения выразились в следующем, Управлением в ходе контрольного мероприятия был установлен факт размещенных в магазине «АШАН» (Московская область, Красногорский район, п/о «Красногорск-4», МКАД-66 км) рекламных плакатов с рекламой алкогольной продукции без предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления, а также содержащих не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или продавцами; о стоимости или цене товара, в том числе потребительских свойствах.
В ходе заседании комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области представитель ООО «АШАН» заявил о своей неосведомленности по поводу распространения рекламы в магазине «АШАН» по указанному адресу.
Документы, запрошенные Московским областным УФАС России были предоставлены ООО «АШАН» не в полном объеме, в том числе не представлено каких-либо доказательств преимущества рекламируемых товаров.
По результатам рассмотрения дела комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области приняла решение признать ООО «АШАН» нарушившим требования законодательства о рекламе, и выдать предписание о необходимости предоставления в недельный срок информации, документально подтверждающей отсутствие данной рекламы.
Материалы указанного дела переданы уполномоченному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, предусмотренном ст. 14.3 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках указанных дел будет определена ответственность ООО «АШАН» за бесконтрольное распространение недобросовестной рекламы.
 
Также большое внимание было уделено делу, в отношении вынесено постановление о признании ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ, и наложении административного штрафа на указанное юридическое лицо в размере 45 365 060  рублей.
Во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 05-15/13-09 о нарушении антимонопольного законадательства установлен факт нарушения ОАО «МОЭСК» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов жителя Московской области, путем необоснованного отказа от заключения договора об осуществлении технологического присоединения при оказании услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к распределительным электрическим сетям для электроснабжения объекта строительства Наро-Фоминском районе Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «МОЭСК» заключило с гражданином, обратившимся в антимонопольный орган необходимый договор.
При определении размера штрафа Московское областное УФАС России учло факт прекращения нарушения антимонопольного законодательства и назначило административное наказание в минимальном размере, предусмотренном ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подобные решения создадут условия для доступности услуг по присоединению жителей и предпринимателей Московской области к электрическим сетям.
 
Еще одним ярким примером может служить возбуждение дел в отношении администрации городского округа Электросталь Московской области. В процессе рассмотрения данных дел было установлена, что арендная плата, взимаемая администрацией с Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество), была меньше установленной Администрацией на соответствующий период. Помещения, переданные в аренду, под отделения Банка были предоставлены без проведения торгов, что повлекло за собой ограничение конкуренции, создание преимущественного положения хозяйствующему субъекту.
Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) было выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет денежных средств, полученных вследствие нарушения антимонопольного законодательства (всего более 300 тысяч рублей).
 
Пути развития конкуренции
 
В целях развития конкурентной среды в Московской области будет уделено особое внимание контролю проведения торгов (конкурсов), в том числе органами государственной власти на право аренды или приобретения в собственность муниципального имущества, на право заключения договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы. Усилить контроль за предоставлением муниципальной преференции. Уделить внимание вопросу наружной рекламы путем преобразования сложившегося рынка наружной рекламы в современную высокоэффективную отрасль экономики Московской области. Предпринять меры, направленные на обеспечение свободного доступа на рынок, любых хозяйствующих субъектов.
Кроме того Управление в настоящее время активно участвует в разработке программы развития конкуренции в Московской области.
 
 
Взаимодействие
 
Московское областное УФАС России на постоянной основе осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами (прокуратура Московской области, районные прокуратуры, ГУВД Московской области), Министерством экономики Московской области, Министерство по делам печати и информации, Министерством территориальных образований, общественными организациями и Ассоциациями и т.д. 
При Управлении создан и работает общественно консультативный совет.
 
 
Московское областное УФАС России