СМС-реклама Сбербанка признана незаконной
Решением Московского областного УФАС России СМС-реклама кредита от ОАО «Сбербанк России» признана не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
В Московское областное УФАС России поступило обращение физического лица о поступлении на принадлежащий ему абонентский номер СМС-сообщения с короткого номера «900» с рекламой кредита от Сбербанка в которой были указаны существенные условия предоставления кредита, влияющие на его стоимость (« сумма кредита 200 000 руб. на 5 лет, Ваш платеж – 5 581 руб. в месяц» ).
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе (в редакции, действовавшей на дату получения СМС-сообщения заявителем), если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», разъяснил, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в том числе, относится условие о размере процентной ставки.
Согласно представленным ОАО «Сбербанк России» документам и сведениям процентная ставка по кредиту, указанному в рекламе, составляет 22,5 % годовых в рублях.
Комиссия рассмотрев материалы дела установила, что рассматриваемая реклама не содержит всех условий определяющих расходы заемщика по кредитному договору и влияющих на них.
Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой - кредитованием, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая реклама должна была содержать, в том числе, сведения о размере процентной ставки по рекламируемому кредиту.
Также в ходе рассмотрения дела Комиссия Московского областного УФАС России пришла к выводу, что указание в СМС-сообщении обозначения « Сбербанк » не является надлежащим исполнением требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе об указании в рекламе финансовых услуг наименования лица, оказывающего финансовые услуги, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
По итогам рассмотрения дела, Комиссией принято решение признать СМС-рекламу ОАО «Сбербанк России» ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
В настоящий момент материалы дела переданы должностному лицу Московского областного УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.